Холод, голод и бытовой ад: 7 мифов о северной вахте, от которых пора избавиться

23 Апреля 2018

Обманут, увезут и денег не заплатят

Стоит только подписать контракт, подсовываемый в кабаке подозрительного вида мужчиной с бляхой вербовщика на потертой блузе, и всё, вы в рабстве у огромной корпорации, которая зашлет вас к черту на рога, где заставит работать сутками за плошку воды и кусок черного хлеба. Денег, естественно, вам не заплатят: просто выкинут в тайге в подштанниках, заставив добираться до большой земли самостоятельно.

Возможно, когда-то при царе Петре Алексеевиче так оно и было. Но теперь времена несколько изменились. С работником подписывается не кабальный договор, а вполне цивилизованный  трудовой договор, в котором четко прописаны права сторон и зарплата работника, и за несоблюдения которого любой суд взыщет с компании всё до копейки, да еще и неустойку добавит. К тому же современное золотодобывающее производство — это не толпа чернорабочих с лопатами: нужны квалифицированные специалисты, а ими не разбрасываются. Поэтому заманивают высокими зарплатами, бесплатным проездом, жильем, кормежкой и другими плюшками-ватрушками.

На вахту трудно добраться, а оттуда невозможно выбраться

Ну, вроде вахта далеко, и добираться до нее нужно исключительно на вертолетах, вездеходах, оленьих упряжках и ездовых собаках.

Путь от Красноярска до Северо-Енисейска, действительно, около 500 километров. Однако по этому маршруту 5-7 раз  в неделю летает самолет, полтора часа и вы на месте. До самой вахты придется всё же добираться на машине, но и эта дорога больше часа не займет. Так что на всё про всё часа три — некоторые в Красноярске по пробкам через магазины дольше до дома добираются.

Иногда случается, что самолет не может вместить всех желающих. «Олимпиада» большая и народа там много. Но и тогда на смену везут не на санях и телегах, а в современных автобусах с кондиционером и другими достижениями современных пассажироперевозок. Возят, естественно, бесплатно, и домой и на отдых тоже, причем в любую точку России.

На вахту трудно добраться, а оттуда невозможно выбраться

Ну, вроде вахта далеко, и добираться до нее нужно исключительно на вертолетах, вездеходах, оленьих упряжках и ездовых собаках.

Путь от Красноярска до Северо-Енисейска, действительно, около 500 километров. Однако по этому маршруту 5-7 раз  в неделю летает самолет, полтора часа и вы на месте. До самой вахты придется всё же добираться на машине, но и эта дорога больше часа не займет. Так что на всё про всё часа три — некоторые в Красноярске по пробкам через магазины дольше до дома добираются.

Иногда случается, что самолет не может вместить всех желающих. «Олимпиада» большая и народа там много. Но и тогда на смену везут не на санях и телегах, а в современных автобусах с кондиционером и другими достижениями современных пассажироперевозок. Возят, естественно, бесплатно, и домой и на отдых тоже, причем в любую точку России.

Заболеешь — лечись сам, до ближайшей больницы сотни километров

Откуда же ей взяться среди глухой тайги? Доктор едет-едет, но сквозь снега доехать, естественно, не может, и отважный вахтовик, вспомнив уроки ОБЖ, сам себе удаляет аппендицит, заглушая боль осьмушкой таблетки аспирина.

Естественно, все эти фантазии реальности не соответствуют. Медицинским обслуживанием в поселке занимается целая бригада врачей. Каждый день перед сменой рабочие проходят медосмотр,  а в течение дня могут обратиться к дежурному доктору. Есть и аптека, и собственный стоматолог со всем причитающимся по должности оборудованием.

Ну а если случится что-то действительно серьезное, то больного быстро доставят в больницу Северо-Енисейска.

Жить будешь на подножном корме

Так уж вышло, что люди любую ситуацию примеряют на свой собственный опыт и знания.  Поэтому при словосочетании «еда в тайге» большинство представляет в лучшем случае гречку с тушенкой, а в худшем — горькую хвою и талый снег из шансонных баллад о побеге.

На самом деле питаются в вахтовом поселке Еруда лучше, чем во многих поселках невахтовых.  Для рабочих и другого персонала работают семь современных столовых, в которых сотрудники могут трижды в день получить горячую, бесплатную и, что важно, разнообразную еду.

Обычно посетителям предлагается на выбор два десятка блюд, так что ассортимент далеко не ограничен тривиальными щами и котлетами с подливой, хотя и им место нашлось. Кроме того, случаются на вахте и дни шашлыка, и фестивали национальной кухни, так что на голод или скучный рацион жители поселка точно не жалуются.

Жить придется в холодных вагонах без воды и электричества

Тут у многих вплывают в голове какие-то «вахтовки», которым фантазия придает вид снятых с колес железнодорожных вагонов, в которых якобы и ютятся вахтовики. В «вахтовке» тесно от людей, влажно от развешанного постельного белья, а из забитого фанерой окна тянет полярным холодом. Такая картина, как и положено произведению фантастики, от реальности крайне далека.

На самом деле вахтовка — это фургон на базе «КамАЗа», в котором возят на работу, а живут вахтовики в общежитиях: это современные многоэтажные дома с водой обеих положенных температур, светом и отоплением. В каждой комнате на троих отдельный туалет, душ, телевизор, холодильник, микроволновка  и разная мелкая бытовая техника вроде утюга. Всё это не просто рабочее, а новое. Кроме того, в общежитии есть прачечная, сушилка и всё необходимое для того, чтобы рабочий мог вечером постирать спецовку, а утром надеть ее уже сухой и чистой. Так что никаких буржуек, умывальников с застывшей водой и продавленных раскладушек вы здесь не найдете: жилье добротное и даже уютное.

Работать придется на старой рухляди: техника не выдерживает условий

Опять картинки из альманаха «На стойках первых пятилеток». Где-то в снегу, на ледяном ветру, заметаемый метелью мужичонка безуспешно пытается завести дряхлую «полуторку». Картинка, конечно, любопытная, но есть нестыковка: компании на вахтах вообще-то деньги зарабатывают, а с полумертвой техникой много не заработаешь.

В Еруде на карьерах и фабриках работают современные машины, приспособленные к суровым условиям севера. Так что если вам придется работать на карьерном самосвале — скорее всего, это будет Caterpillar с автоматической коробкой, климат-контролем и пневматической подвеской. А в кабинах современных экскаваторов с кондером и микроволновкой вообще жить можно.

Технику, естественно, надо обслуживать, и так как каждый день простоя — это потеря колоссальных денег, на месте есть все нужные ремонтные мощности. А как вы думали? Попробуйте посчитать, во сколько обойдется отправка 220-тонного самосвала на ремонт, пусть даже в ближайший Северо-Енисейск?

На вахте скука смертная

Конечно, вахта не курорт: песчаного пляжа с коктейлями и баров с go-go вы там не найдете, но считать, что вечерами вахтовикам только и остается, что играть в «камень-ножницы-бумага» на щелбаны и петь заунывные песни, тоже неправильно. В поселке есть клуб, библиотека, Интернет, в каждом общежитии на каждом этаже есть комната отдыха с домашним кинотеатром и игровой приставкой. Отдельная история о спорте, и речь не о занятиях с самодельными штангами и игрой в футбол консервной банкой — на территории предприятия есть настоящий стадион, баскетбольная площадка и тренажерный зал. Ведут занятия опытные тренеры с многолетним стажем. Есть даже собственная хоккейная команда, вполне перспективная. В общем, есть чем заняться в тесной мужской компании. Кстати, компания на вахте хоть и тесная, но не 100% мужская, есть здесь и женщины, причем умные и обаятельные.


Источник https://prmira.ru/

← Назад | Вперед →